antiraider.org  

Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
Сократилось ли количество рейдерств благодаря новому закону в 2017 году?
У нотариусов есть определенный уровень недопонимания относительно того, за что и как Минюст отключает их от реестров. Мы договорились, что создадим рабочую группу, которая создаст методику с четко определенными критериями отключения реестров и аннулирования свидетельств.

Когда овцы сыты - волкам неймется.
Когда овцы сыты - волкам неймется.
Под шум предвыборных баталий Министерство обороны продолжает по беспределу «решать» земельные вопросы.
На этот раз отбирают землю уникального в Украине хозяйства  Фрумушика-Нова, известного далеко за пределами страны не только своей агрохозяйственной,  но и культурно - инновационной деятельностью.

24 вересня Київрада голосуватиме за незаконну передачу землі скандальному проекту російських олігархів «Бабин Яр»
24 вересня Київрада голосуватиме за незаконну передачу землі скандальному проекту російських олігархів «Бабин Яр»
«Це абсолютно незаконне рішення – надати в оренду землі у природоохоронній зоні, поблизу майбутнього державного меморіалу «Бабин Яр», на  території яких розташовані давні кладовища. Ми заперечуємо проти дій Київради – вони дивним чином збігаються з інтересами приватного проросійського проекту меморіалу, який вже викликав справедливе обурення української культурної та наукової спільноти, протест єврейських організацій», - заявив А.Семидідько

Избиты люди «Антирейдерского союза»
Избиты люди «Антирейдерского союза»
В Киеве, на ул. Л.Толстого, 41 под офисом строительной кампании «ГЕОС» около 30 бандитов напали на мирный пикет Антирейдерского Союза. Избиты люди. Скорая увезла раненого. Милиция не вмешивается. Я дал команду активистам предпринять меры по самозащите.


Коронавирус принес в Украину строительную анархию

19/03/20
Коронавирус принес в Украину строительную анархию
Переглядів  535     
Пока миллионы граждан нашей страны сметают с полок магазинов гречку и зачем-то туалетную бумагу, а владельцы аптек ищут калькуляторы с экраном, который сможет вместить цифру выручки от продажи масок и дезинфицирующих средств, незаметно пройдет строительная революция, все значение которой мы сможем оценить намного позже. По сути госорганы поставили на колени перед застройщиками, а инспекторов ГАСИ превратили в статистов.

Что произошло?

Буквально за день до того, как центральные и местные органы государственной власти бросили все силы на борьбу с возможной вспышкой COVID-19, прошло выездное заседание Кабмина при участии президента Владимира Зеленского.

Там премьер-министр Денис Шмыгаль сравнил Государственную архитектурно-строительную инспекцию с "клещом, который высасывает деньги застройщиков". После чего было принято решение ликвидировать ГАСИ, а ее полномочия разделить между тремя новыми органами:

  • Государственной сервисной службой градостроительства (регистрационные функции в области строительства);
  • Государственным агентством технического регулирования (техническое регулирование строительной отрасли, обновление государственных строительных норм и их приведение к европейским стандартам);
  • Государственной инспекцией градостроительства (надзор и контроль в строительстве).

Кроме того, глава правительства предложил оставить разрешение на строительство только в виде формальной процедуры. Контроль государства останется только на финальном этапе – принятии объектов в эксплуатацию. На нем проверят соответствие уже построенного здания строительным нормам, техническим параметрам и требованиям законодательства.

Как должна работать новая система?

Целью реформы, конечно же, является "борьба с коррупцией". Правда, вместо того, чтобы проанализировать ситуацию и найти причины, решили ликвидировать целый государственный орган. Это внушает некоторые сомнения относительно будущего успеха этой реформы.

Побороть коррупцию в строительной сфере хотят с помощью автоматизированного сервиса ("диджитализации"). А точнее, расширением функционала электронного кабинета застройщика, в котором сегодня можно получить административные услуги по объектам с минимальным классом последствий (СС1), услугами для объектов классов СС2 и СС3.

В планах – внедрение нового объектно-ориентированного реестра строительной деятельности, который будет связан с другими реестрами: недвижимости, кадастровой картой, судебным реестром и т.д. Это должно сделать невозможным вмешательство в его работу в "ручном режиме".

Владельцем нового реестра будет государство, а сам он – в свободном доступе, и любой гражданин сможет отследить всю информацию о каждом объекте недвижимости или строительства.

Еще будет введен уникальный идентификатор каждого объекта строительства (ID-код), по которому можно будет отследить всю историю создания, существования и изменения объекта.

Пока реестра нет, разрешения на строительство заказчики будут получать через центры предоставления админуслуг, подавая "чек-листы" с перечнем необходимых документов. А сотрудники ЦПАУ будут проверять их на соответствие действующему законодательству.

В дальнейшем застройщик будет отправлять только уведомление о начале строительства для объекта любого класса, после чего оно будет автоматически регистрироваться в реестре.

По документам, таким образом государство хочет "усилить" персональную ответственность всех участников процесса: как заказчиков строительства, так и ответственных лиц органов архитектуры и градостроительства, проектных и экспертных организаций, государственного надзора и контроля, субъектов авторского и технического надзора и исполнителей работ. Похожая система работает с нотариусами.

Принимать объекты в эксплуатацию будет новый орган – Государственная сервисная служба градостроительства. Говоря простыми словам, в ее функции будет входить сравнение соответствующего "чек-листа" с построенным объектом, проектными решениями и строительным нормам.

Переходный период с момента ликвидации ГАСИ и до создания сразу трех новых органов должен составить около двух месяцев.

Что будет на самом деле?

Я уже приводил пример того, как электронный кабинет застройщика используется мошенниками для захвата муниципальной земли. И неоднократно пояснял в блогах, почему для прекращения неконтролируемой и хаотичной застройки, в том числе в исторических ареалах городов нужно усиливать полномочия местных органов власти в сфере архитектурно-строительного контроля и выдачи разрешительных документов.

К сожалению, решение было принято прямо противоположное. И это обернется хаосом и анархией в строительной сфере.

Проектные и экспертные организации, как показывает практика, далеко не всегда разрабатывают и согласовывают проекты строительства в соответствии с действующим законодательством. У нас постоянно возникают вопросы в части инженерной защиты, противопожарной безопасности, оценке воздействия на окружающую среду, газоснабжения, конструктивных решений и тому подобное.

И это мы говорим о вещах, от которых напрямую зависят жизни и безопасность граждан, которые в будущем будут находиться в здании!

А есть же еще и другие вопросы – соответствия предельно допустимым высотам зданий, зонингу, красным линиям улиц, целевому назначению земли. Есть энергоэффективность, инклюзивность зданий и сооружений…

Можно возразить, мол, ответственность проектных организаций и других отвечающих за строительство лиц будет усилена. Но вы слышали, чтобы в нашей стране был наказан хоть один "черный" нотариус или регистратор, который помогал рейдерам захватывать чужую недвижимость? – Вопрос риторический…

Т.о. контроль на этапе выдачи разрешительной документации будет окончательно утрачен.

Но, может быть, государство компенсирует это на этапе приема объекта в эксплуатацию? Что ж, смоделируем ситуацию.

Жилой комплекс построен по "чек-листу". Он имеет самый высокий класс последствий СС3. Но при приеме в эксплуатацию объекта установлены серьезные нарушения, с которыми объект принять невозможно. К примеру, построены и уже проданы людям несколько "лишних" этажей.

Что делать с таким объектом, даже если будут наказаны виновные? Что делать инвесторам, которые вкладывали свои кровные и честно заработанные деньги в строительство? Имущество проектанта и эксперта вряд ли поможет возместить их многомиллионные убытки.

Зачастую у исполнителя работ отсутствует право собственности на движимое и недвижимое имущество или мы вообще не можем установить его местонахождение на момент сдачи объекта в эксплуатацию. Не секрет также, что полиция сегодня не в состоянии обеспечить присутствие заказчика строительства при проведении проверок на объекте и остановить самовольное строительство. А тут мы говорим о более серьезных мерах. Кто в итоге останется виноватым, когда "заморозят" небоскреб и нужно будет говорить с его инвесторами?

Джек-пот для нелегального строительства и мошенников

В другое время мы могли достучаться, продемонстрировать своими обращениями и даже блогами существующие риски и минимизировать их.

Но вмешалась угроза эпидемии. И все ресурсы, время и все внимание руководства страны будут сконцентрированы на этом вопросе. Строительная же отрасль фактически оказалась без системы контроля – она просто разрушена. И когда появится новая, теперь уже неизвестно. Но это явно не 2 месяца.

Тем временем, ответственность застройщиков стала призрачной. Далеко не новость то, что все крупные компании "решают проблемы" в судах. Причем даже если ГАСК обнаружил 100%-е нарушение законодательства, скорее всего застройщик выиграет суд. Служители Фемиды по тому или иному, часто формальному поводу, отменяют материалы проверок и штрафные санкции. Нарушение при этом никуда не исчезает. Но исчезает юридическая ответственность застройщика!

А с новой реформой застройщики могут еще и привлечь инспектора Государственной инспекции градостроительства, который составил 100%-но достоверные материалы проверки, к персональной имущественной и уголовной ответственности! И вот с такой нависшей и как никогда реальной угрозой – будет ли инспектор на зарплате госслужащего стоять "насмерть" в споре с застройщиком, за которым огромные финансовые возможности и связи?

Ответ известен, но вопросов меньше не становится.

Что делать с неконтролируемым и хаотичным строительством, в том числе на территории исторических ареалов городов, которое сейчас последует?

Что произойдет с территориальными органами государственного архитектурно-строительного контроля местного самоуправления? В каком виде они будут функционировать? С какими полномочиями и обязанностями?

Кто, наконец, будет объяснять горожанам, почему нет реакции на возведение высотки на пляже, в парке или, не дай Бог, возле Оперного театра?

Ведь одно дело, когда при отсутствии каких-либо документов строятся кафе или личные дома, а другое – торговые и жилые комплексы, производственные и офисные здания. Это касается жизни и здоровья тысячи людей, которые будут посещать, проживать и работать в указанных зданиях! А еще – стратегического развития городов, на котором можно теперь ставить крест. И в конце концов устойчивости государства.

Если совсем уж честно, в результате реформы у местных органов власти останутся только полномочия смотреть на стройку и возмущаться вместе с другими горожанами. Зато все шишки достанутся не электронному кабинету застройщика и авторам реформы, а как раз местной власти!
Автор:  Александр Авдеев
Посилання на джерело:  https://gordonua.com

Повернутися до розділу


Інші публікації: